КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
МОТИВЫ В ФИЛОСОФСКИХ ТРУДАХ И.А.ИЛЬИНА
Р.А.Пименова
Московский государственный университет, Географический
факультет
profkom@geogr.msu.ru
скачать доклад
в формате Word
И.А.Ильин - русский
философ, родившийся в Москве в 1883 г.С детства в окружении
семьи сложилась его жизненная позиция, в основе которой была
убежденность в том, что духовность является залогом счастья.
Он окончил юридический факультет Московского университета, после
окончания которого в 1909 г. был утвержден в звании приват-доцента.
Вскоре Ильин был отправлен в Европу для совершенствования знаний;
он слушал лекции выдающихся учёных в Гейдельберге, Фрейбурге,
Берлине, Геттингене, Сорбонне. По возвращении Ильин защитил
диссертацию "Философия Гегеля как учение о кнкретности
Бога и человека". Учёный совет единогласно присудил ему
две степени - магистра и доктора государственных наук. С 1922
г. он работал доцентом на двух факультетах: юридическом и историко-филологическом.
За 2непризнание советской власти" Илин был выслан за границу.
В России он прожил 39 лет. За границей Ильин жил в Германии,
где более 11 лет состоял профессором Русского научного института.
В годы пребывания в Германии он создал свои лучшие произведения,
причём по широкому кругу вопросов: философии, права, истории,
искусству и литературе. Но, когда в Германии к власти пришли
нацисты, Ильин был изгнан из Русского научного института, а
затем из самой Германии. В 1938 г. он поселяется в Швейцарии,
где до своей смерти в 1954 г. продолжал свою научную и лекционную
деятельность.
Среди многих трудов Ильина для географа представляют интерес
работы, в которых содержится анализ природных условий России
и их влияние на характер русского человека. "Природа и
климат" - так называется одна из работ Ильина. В ней он
пишет:"Душа народа находится в живой и таинственной взаимосвязи
с его природными условиями и потому не может быть достаточно
объяснена и понята без учета этой взаимосвязи". Ильин даёт,
как бы мы сказали сегодня, комплексную характеристику природных
условий России и раскрывает, как каждый из её компонентов влияет
на особенности формирования тех или иных черт русского характера.
Начиная с рельефа, он пишет:"С древнейших времен русский
народ живет на широком и раздольном пространстве…., на плоской
равнине с могучими реками и довольно суровым, почти жестким
континентальным климатом. Горные массивы лежат на периферии
страны". Жизнь на открытой равнине обусловила многие исторические
особенности, поскольку в любой момент приходилось ожидать опасности
нового вторжения. "Судьба восточных славян быть срединным
народом между Европой и Азией, сдерживать натиск азиатских кочевников,
переносить крайности, их господство, не утрачивая при этом себя
и не изменяя своей идее".
Особое место И.А.Ильин отводит влиянию климата. "Русский
обрел свою стойкость прежде всего благодаря климату". Давая
подробное описание климатических контрастов, Ильин отмечает,
что" в целом климат России не балует. Приходится считаться
с русской 5-6-месячной зимой, за которой следует короткая неустойчивая
весна, а затем 3-х месячное лето с континентальным зноем. Кто
хоть раз пережил русский зной, кто испытал на себе русские метели,
кто сталкивался с русским ледяным норд-остом… тот точно знает,
откуда у русских такая стойкость". "Русское земледелие
требует от человека больше, чем дает. Русские леса и болота
- сами по себе уже суровая школа стойкости. Так что природой
как таковой русский обречен на стойкость". И далее пронзительная
мысль: "Природная стойкость поднималась до христианского
долготерпения".
И.А.Ильин подчёркивает постоянную связь с природой во всех её
проявлениях русского характера: и в культуре, и в искусстве,
и в душевных порывах. Он отмечает в русской душе две великие
координаты, стоящие в тесной связи с природой: страстный темперамент
и природную гармоничную свободу, причем. По мнению автора, если
темперамент может проявляться не всегда, то естественная свобода
- всегда. В определенной степени он связывает с природной гармоничностью
и другие черты русского характера: стойкость и терпение, "подобного
которому не найти во всей человеческой истории", максимализм
и стремление к совершенству, жертвенности, что всегда выражалось
в самозабвенном служении отечеству. Интересно отметить и такие
качества: русские люди никогда не довольствовались сдержанным,
деловым общением, а отличались стремлением "раскрыть свою
душу", желанием интимности, доверия, тёплых отношений.
Такое качество как склонность к созерцанию, по мнению Ильина,
русский также получил от своей природы и от своего пространства.
Столетиями он видел перед собой простирающиеся вширь дали, манящие
равнины, хотя и бесконечные. Но все же дающие надежду придать
им форму. "Глаз упирается в неизмеримое и не может насытиться
им. Облака, как горы, громоздятся на горизонте и разряжаются
величественной грозой. Зима и мороз, снег и лед создают прекраснейшее
видение. Северное сияние играет для него свои воздушные симфонии.
Словно великолепные пути текут для него реки. Для него скрывают
моря свои глубокие тайны. Ему поют благоуханные цветы и шепчут
леса о житейском счастье и мудрости. И потребность к созерцанию
в русской душе ненасытна. А в нем лежит зарождение искусства".
И.А.Ильин определил основные источники русского искусства.
· Русское пространство с его открытым равнинным горизонтом,
который так и манит к свободному мечтательному созерцанию. "Русская
природа стояла у колыбели русского искусства".
· Исторически сложившееся многообразие этносов, которому впоследствии
суждено было слиться в прочное единство. Синтезирующая творческая
слиянность множества в единство должна была происходить так,
чтобы ни в коем случае не исчезло, не стерлось индивидуальное.
Этот порыв к органическому единству в красоте пронизывает собою
все русское искусство, в том числе и литературу.
· Христианская религия во всем её Греко-православном своеобразии.
Русская живопись пронизана духом иконы; подобно своим сестрам
- византийской и итальянской - она ведет начало от иконы. Русская
музыка началась с молитвы. Русская классическая музыкальная
традиция льётся из поющего сердца; она поет о главном в жизни
и духе; она является логической силой, душевным очищением.
Дух созерцания и представления о самом важном в жизни руководил
и русской литературой. В русском восприятии искусство - это
не игра, задуманная для развлечений; русский ждёт от своего
искусства, что оно приоткроет ему нечто важное, может быть,
даже самое важное о сущности жизни и мира, о закономерностях
личной и общественной духовной жизни. То, что хотелось бы ему
получить от искусства - это скорее мудрость жизни и мудрость
мира.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Материалы раздела:
1. Вешнинский Ю.Г.Аксиологическая
поляризованность российского культурного пространства.
2. Исаченко Т.Е. Природно-культурные комплексы
старинных усадеб.
3. Князев Ю.П. Культурные ландшафты подзоны
разнотравных степей (на примере Волгоградской и Воронежской
областей).
4. Котова О.И. Традиции природопользования
русских северных монастырей.
5. Митин И.И. Создание комплексных географических
характеристик и внедрение доминантного мышления.
6. Пименова Р.А. Культурно-географические
мотивы в философских трудах И.А.Ильина.
7. Рожанский М.Я. Социальная география -
цель социологии.
8. Трапезникова О.И. История формирования
агроландшафта на востоке Русской Равнины.