Юбилейная научная конференция
"Культурный ландшафт: теория и практика"
(3-11 ноября 2003 г.)

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Географический факультет



    Вопросы теории культурного ландшафта    
 
О семинаре

Список участников
Интернет-конференции

Приветствие администрации географического факультета

Материалы конференции:

   -  Вопросы теории культурного ландшафта
   -  Методы этнокультурного ландшафтоведения
   -  Региональные исследования культурного ландшафта
   -  Прикладные исследования и разработки с использованием теории и методов этнокультурного ландшафтоведения

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ РОССИЙСКОГО ГОРОДА

О.В. Коломейцева
НИИ развития образования
o_kolom@pochtamt.ru

скачать доклад в формате Word

    Понятие культурного ландшафта применительно к городу слабо определено.
Попытка сформировать собственно понятие культурного ландшафта города - вот задача исследования. Ландшафтная и городская феноменология несопределены и безуспешно интегрируются лишь в плоскости общего (?) предмета изучения и / или проектирования [11].
Выделим несколько подходов к определению города :
1) Культурофилософский. Город - идеальное образование[20], выстраивание "культурного ландшафта" происходит в сознании человека [21];
2) Культурологический. Город рассматривается как культурно конструированное пространство смысла. Единицей пространственной организации является пространственное место, создаваемое определенными городскими общностями[22];
3) Средовый - наиболее распространенный подход. Город представляется как среда жизни и место концентрации деятельности [14];
4) Культурно-биографический [7] и схожий с ним - историко-культурный подходы [1]. Город - живое существо и сосредоточие духовной жизни государства, местности [7]. Н.П. Анциферов утверждал важность изучения городских ландшафтов для всей русской культуры [1].
Под городом в культурноландшафтном подходе следует понимать населенную местность, территорию, с ярко выраженным этнокультурным ядром, как "носителем" городской культуры. При отсутствии этого ядра - город превращается в исторический источник [18], в документ как информацию, записанную на материальном "носителе". "Носителями" информации могут быть не только памятники, но и люди [4]. Город есть только отражение внутренней жизни его обитателей, их верований, идей, их характера, склонностей и предрассудков [19]. Культура вообще, как и городская, связана с понятием ценности, значимости. Культура - то, что создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлеяно им ради связанной с ним ценности [17]. В объектах культуры заложены ценности, а сущность ценности в ее значимости [17]. Все, что существовало ранее в городской культуре становится культурной памятью города, генетическим кодом поведения людей [13]. В современных мегалополисах нет городской культуры, они находятся между городом и негородом [20]. Для мегалополисов применим термин не культурный ландшафт, а урбанизированный ландшафт. Урбанизированный ландшафт - это физическое распространение урбанизма на негородской ландшафт [11].
Выделение ландшафтов (природных или культурных) связано с восприятием человеком местности. Ландшафт - совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных предметов и явлений природы, предстающих перед нами в образе тех или иных исторически сложившихся, непрерывно развивающихся географических комплексов [16].
Культурный ландшафт города - целостное пространственно-временное, материально-духовное образование , формирующееся в городе. Целостность при этом выражается не в наличии единого смыслового, статусного, семантического полей, а в самом феномене культурного ландшафта, в его значимости и взаимосвязи всех компонентов. Чистое психическое имеет в реальном мире свои пространственно-временные определенности, определяемые благодаря фундированию в физической телесности [8]. Таким образом, дух места является одним из компонентов культурного ландшафта. В современной географии компоненты культурного ландшафта рассматриваются как самостоятельные объекты исследования - ландшафты, среди них : природный, техногенный, духовный, топонимический.
Один из основных методов исследования культурного ландшафта города - моделирование его образа. Образ - единственно возможный для сознания после понимания, ухватывание города как законченной и целой формы, посколько город как целое нельзя охватить эмпирическими глазами [20]. Среди геокультурных и культурно-географических образов как микрообъекты рассматриваются образы городов и ландшафтов [9]. Культура - стремление души исторического тела к освобождению, ее попытка обрести выражение, образ, форму своей сущности [3]. Географические образы городов находят свое выражение в материальной форме городской культуры : литературных произведениях, искусстве, градостроительстве. Образ культурного ландшафта фиксируется в сознании горожан; он перестал быть собственностью объекта, он стал принадлежать сознанию [2]. Сознание человека формируется при участии языка, который является мощным средством обобщения образов сознания [23]. Образ получает речевую реальность в слове и во всем своем семантическом объеме воплощается через значения отдельных слов [10]. Формируется широкая коммуникативная среда - образный ландшафт [5]. Такой "образный ландшафт" становится частью языковой культуры и неотъемлемым составляющим культурно-ландшафтного образа города.
Важную роль в формировании образа культурного ландшафта города играют топонимы. Топонимическая система - фундаментальный фактор, структурирующий пространство в сознании топонимической личности [15]. Проблема стоит в способности топонимической личности к ментальным репрезентациям топонимов. Образообразующие урбанонимы в современных российских городах почти не сохранились, за исключением названий церквей. Наиболее информативной, отражающая свойства культурного ландшафта, является адресная часть названия храма, например : церковь св. Георгия, что на Всполье. Для интерпретации топонимического образа необходимо выявить всю историко-культурную биографию топонимов, включающую следующие модули : адресно-идентификационный, хронологический, этимологический [6]. Также следует найти мотивы и принципы номинации, культурные коннотации топонимов. Отдельное место занимает изучение ассоциативных реакций при восприятии топонимов [12].
Семиотические концепты возникают тогда, когда образ "поднимается " до символа и "опускается" до знака[2]. В этом случае, культурный ландшафт города рассматривается как семиотическая система.

Литература:

1) Анциферов Н. П. Краеведный путь в исторической науке (Историко-культурные ландшафты) // Краеведение. - 1928. - № 6. - с. 321-339
2) Арутюнова Н.Д. Образ (опыт концептуального анализа) // Референция и проблемы текстообразования. - М., 1988. - с. 117-130
3) Вебер А. Избранное : Кризис европейской культуры. - Спб : Университетская книга, 1999. - 564 с.
4) Веденин Ю.А. Информационные основы изучения и формирования культурного ландшафта как объекта наследия // Известия РАН, сер. геогр. - 2003. - № 3. - с. 7-13
5) Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М : Новое литературное обозрение, 1996. - 304 с.
6) Горбаневский М.В. Русская городская топонимия. - М : ОЛРС, 1996. - 304 с.
7) Гревс И. Город как предмет краеведения // Краеведение. - 1924. - № 3. - с. 245-258
8) Гуссерль Э. Феноменологическая психология. Амстердамские доклады // orel.rsl.ru
9) Замятин Д.Н. Гуманитарная география : пространство и язык географических образов. - Спб : Алетейя, 2003. - 331 с.
10) Илюхина Н.А. Образ как объект и модель семасиологического анализа : Дисс. доктора филол. наук. - Уфа, 1999. - 417 с.
11) Каганский В.Л. К феноменологии урбанизированных ландшафтных сред // Городская среда : проблемы существования. - М., 1990. - с. 81-100
12) Карабулатова И.С. Типы ассоциативных реакций при восприятии региональной топонимии // Филологический дискурс. - Тюмень, 2000. - с. 116-119
13) Козыренко С.М. Градостроительная культура : конструирование культурного пространства XXI в. : Дисс. канд. культ. наук. - Владивосток, 1999. - 135 с.
14) Лаппо Г.М. География городов : Учеб. пособие. - М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с.
15) Макарова Е.В., Дмитриева Л.М. Пространство и топонимическая личность // Язык и культура Алтая. - Барнаул, 2001. - с. 35-40
16) Мильков Ф.Н. Словарь спрвочник по физической географии. - М, 1970. - 342 с.
17) Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М : Изд "Республика", 1998. - 413 с.
18) Рошаль Л.М. Арбат как исторический источник // Мир источниковедения. - М, 1994. - с. 441-444
19) Семенов С.А. Благоустройство городов. - М, 1912
20) Смирнов С.А. Антропология города, или о судьбах урбанизма в России // www.anthropology.ru
21) Стародубцева Л.В. Город как метафора урбанизируемого сознания //Урбанизация в формировании социокультурного пространства. - М :Наука, 1999. - с. 87-93
22) Тишков В.А. Культурный смысл пространства // Этножурнал. - 2003. - № 8, www.ethnonet.ru
23) Язык и сознание : парадоксальная рациональность. - М :Изд-во ИЯ РАН, 1993. - 174 с.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Остальные материалы раздела:

1. Исаченко Г.А. Культурный ландшафт как объект дискуссии.
2. Колбовский Е.Ю. Ландшафт в зеркале культурологии.
3. Колбовский Е.Ю.Морозова В.В. Ландшафт и хронотоп: история освоения территории и становление культурного ландшафта.
5. Красовская Т.М. К вопросу классификации культурных ландшафтов севера России.

 


Междисциплинарный научный семинар
"Культурный ландшафт" © 2003

Используются технологии uCoz