КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ РОССИЙСКОГО ГОРОДА
О.В. Коломейцева
НИИ развития образования
o_kolom@pochtamt.ru
скачать
доклад в формате Word
Понятие
культурного ландшафта применительно к городу слабо определено.
Попытка сформировать собственно понятие культурного ландшафта
города - вот задача исследования. Ландшафтная и городская феноменология
несопределены и безуспешно интегрируются лишь в плоскости общего
(?) предмета изучения и / или проектирования [11].
Выделим несколько подходов к определению города :
1) Культурофилософский. Город - идеальное образование[20], выстраивание
"культурного ландшафта" происходит в сознании человека
[21];
2) Культурологический. Город рассматривается как культурно конструированное
пространство смысла. Единицей пространственной организации является
пространственное место, создаваемое определенными городскими
общностями[22];
3) Средовый - наиболее распространенный подход. Город представляется
как среда жизни и место концентрации деятельности [14];
4) Культурно-биографический [7] и схожий с ним - историко-культурный
подходы [1]. Город - живое существо и сосредоточие духовной
жизни государства, местности [7]. Н.П. Анциферов утверждал важность
изучения городских ландшафтов для всей русской культуры [1].
Под городом в культурноландшафтном подходе следует понимать
населенную местность, территорию, с ярко выраженным этнокультурным
ядром, как "носителем" городской культуры. При отсутствии
этого ядра - город превращается в исторический источник [18],
в документ как информацию, записанную на материальном "носителе".
"Носителями" информации могут быть не только памятники,
но и люди [4]. Город есть только отражение внутренней жизни
его обитателей, их верований, идей, их характера, склонностей
и предрассудков [19]. Культура вообще, как и городская, связана
с понятием ценности, значимости. Культура - то, что создано
человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если
оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлеяно
им ради связанной с ним ценности [17]. В объектах культуры заложены
ценности, а сущность ценности в ее значимости [17]. Все, что
существовало ранее в городской культуре становится культурной
памятью города, генетическим кодом поведения людей [13]. В современных
мегалополисах нет городской культуры, они находятся между городом
и негородом [20]. Для мегалополисов применим термин не культурный
ландшафт, а урбанизированный ландшафт. Урбанизированный ландшафт
- это физическое распространение урбанизма на негородской ландшафт
[11].
Выделение ландшафтов (природных или культурных) связано с восприятием
человеком местности. Ландшафт - совокупность взаимообусловленных
и взаимосвязанных предметов и явлений природы, предстающих перед
нами в образе тех или иных исторически сложившихся, непрерывно
развивающихся географических комплексов [16].
Культурный ландшафт города - целостное пространственно-временное,
материально-духовное образование , формирующееся в городе. Целостность
при этом выражается не в наличии единого смыслового, статусного,
семантического полей, а в самом феномене культурного ландшафта,
в его значимости и взаимосвязи всех компонентов. Чистое психическое
имеет в реальном мире свои пространственно-временные определенности,
определяемые благодаря фундированию в физической телесности
[8]. Таким образом, дух места является одним из компонентов
культурного ландшафта. В современной географии компоненты культурного
ландшафта рассматриваются как самостоятельные объекты исследования
- ландшафты, среди них : природный, техногенный, духовный, топонимический.
Один из основных методов исследования культурного ландшафта
города - моделирование его образа. Образ - единственно возможный
для сознания после понимания, ухватывание города как законченной
и целой формы, посколько город как целое нельзя охватить эмпирическими
глазами [20]. Среди геокультурных и культурно-географических
образов как микрообъекты рассматриваются образы городов и ландшафтов
[9]. Культура - стремление души исторического тела к освобождению,
ее попытка обрести выражение, образ, форму своей сущности [3].
Географические образы городов находят свое выражение в материальной
форме городской культуры : литературных произведениях, искусстве,
градостроительстве. Образ культурного ландшафта фиксируется
в сознании горожан; он перестал быть собственностью объекта,
он стал принадлежать сознанию [2]. Сознание человека формируется
при участии языка, который является мощным средством обобщения
образов сознания [23]. Образ получает речевую реальность в слове
и во всем своем семантическом объеме воплощается через значения
отдельных слов [10]. Формируется широкая коммуникативная среда
- образный ландшафт [5]. Такой "образный ландшафт"
становится частью языковой культуры и неотъемлемым составляющим
культурно-ландшафтного образа города.
Важную роль в формировании образа культурного ландшафта города
играют топонимы. Топонимическая система - фундаментальный фактор,
структурирующий пространство в сознании топонимической личности
[15]. Проблема стоит в способности топонимической личности к
ментальным репрезентациям топонимов. Образообразующие урбанонимы
в современных российских городах почти не сохранились, за исключением
названий церквей. Наиболее информативной, отражающая свойства
культурного ландшафта, является адресная часть названия храма,
например : церковь св. Георгия, что на Всполье. Для интерпретации
топонимического образа необходимо выявить всю историко-культурную
биографию топонимов, включающую следующие модули : адресно-идентификационный,
хронологический, этимологический [6]. Также следует найти мотивы
и принципы номинации, культурные коннотации топонимов. Отдельное
место занимает изучение ассоциативных реакций при восприятии
топонимов [12].
Семиотические концепты возникают тогда, когда образ "поднимается
" до символа и "опускается" до знака[2]. В этом
случае, культурный ландшафт города рассматривается как семиотическая
система.
Литература:
1) Анциферов Н. П. Краеведный путь в исторической
науке (Историко-культурные ландшафты) // Краеведение. - 1928.
- № 6. - с. 321-339
2) Арутюнова Н.Д. Образ (опыт концептуального анализа) // Референция
и проблемы текстообразования. - М., 1988. - с. 117-130
3) Вебер А. Избранное : Кризис европейской культуры. - Спб :
Университетская книга, 1999. - 564 с.
4) Веденин Ю.А. Информационные основы изучения и формирования
культурного ландшафта как объекта наследия // Известия РАН,
сер. геогр. - 2003. - № 3. - с. 7-13
5) Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового
существования. - М : Новое литературное обозрение, 1996. - 304
с.
6) Горбаневский М.В. Русская городская топонимия. - М : ОЛРС,
1996. - 304 с.
7) Гревс И. Город как предмет краеведения // Краеведение. -
1924. - № 3. - с. 245-258
8) Гуссерль Э. Феноменологическая психология. Амстердамские
доклады // orel.rsl.ru
9) Замятин Д.Н. Гуманитарная география : пространство и язык
географических образов. - Спб : Алетейя, 2003. - 331 с.
10) Илюхина Н.А. Образ как объект и модель семасиологического
анализа : Дисс. доктора филол. наук. - Уфа, 1999. - 417 с.
11) Каганский В.Л. К феноменологии урбанизированных ландшафтных
сред // Городская среда : проблемы существования. - М., 1990.
- с. 81-100
12) Карабулатова И.С. Типы ассоциативных реакций при восприятии
региональной топонимии // Филологический дискурс. - Тюмень,
2000. - с. 116-119
13) Козыренко С.М. Градостроительная культура : конструирование
культурного пространства XXI в. : Дисс. канд. культ. наук. -
Владивосток, 1999. - 135 с.
14) Лаппо Г.М. География городов : Учеб. пособие. - М : Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с.
15) Макарова Е.В., Дмитриева Л.М. Пространство и топонимическая
личность // Язык и культура Алтая. - Барнаул, 2001. - с. 35-40
16) Мильков Ф.Н. Словарь спрвочник по физической географии.
- М, 1970. - 342 с.
17) Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М : Изд
"Республика", 1998. - 413 с.
18) Рошаль Л.М. Арбат как исторический источник // Мир источниковедения.
- М, 1994. - с. 441-444
19) Семенов С.А. Благоустройство городов. - М, 1912
20) Смирнов С.А. Антропология города, или о судьбах урбанизма
в России // www.anthropology.ru
21) Стародубцева Л.В. Город как метафора урбанизируемого сознания
//Урбанизация в формировании социокультурного пространства.
- М :Наука, 1999. - с. 87-93
22) Тишков В.А. Культурный смысл пространства // Этножурнал.
- 2003. - № 8, www.ethnonet.ru
23) Язык и сознание : парадоксальная рациональность. - М :Изд-во
ИЯ РАН, 1993. - 174 с.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Остальные материалы раздела:
1. Исаченко Г.А. Культурный
ландшафт как объект дискуссии.
2. Колбовский Е.Ю. Ландшафт в зеркале
культурологии.
3. Колбовский Е.Ю.Морозова В.В. Ландшафт
и хронотоп: история освоения территории и становление культурного
ландшафта.
5. Красовская Т.М. К вопросу классификации
культурных ландшафтов севера России.