Юбилейная научная конференция
"Культурный ландшафт: теория и практика"
(3-11 ноября 2003 г.)

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Географический факультет



    Региональные исследования культурного ландшафта     
 
О семинаре

Список участников
Интернет-конференции

Приветствие администрации географического факультета

Материалы конференции:

   -  Вопросы теории культурного ландшафта
   -  Методы этнокультурного ландшафтоведения
   -  Региональные исследования культурного ландшафта
   -  Прикладные исследования и разработки с использованием теории и методов этнокультурного ландшафтоведения

ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАЗАЧЬЕГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА В РАМКАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

О.А. Бунина
Ставропольский Государственный Университет
tfgi@stavropol.net

скачать доклад в формате Word

      Научный и общественный интерес к столь уникальному явлению отечественной истории, как казачество, во многом подогрет процессом возрождения культуры, традиций и обычаев этого субэтносоциального слоя, - процессом, который получил достаточно бурное развитие по всей стране.
В значительной степени нынешнее положение казачества определяет нестабильная геополитическая ситуация на Северном Кавказе. На этом фоне казаки видятся фактором, могущим повлиять на упрочение всех сфер жизни. Являясь составной и неотъемлемой частью России былой и нынешней, казаки входили и входят в этническую и другие информационные карты нашего государства.
Любое историческое или культурологическое исследование содержит в себе пространственную компоненту, т.е., как было доказано Ю.А. Ведениным, "пространство Земли организует культуру, а культура организует пространство"1. Всякий процесс культурогенеза имеет пространственное измерение, которое и изучает культурная география. Культурогенез казачьего субэтноса видится нам в пространственно-временном континууме, в котором происходит формирование пространственных культурных систем различного уровня, ставших частью этнокультурного поля Северо-Кавказского региона.
Эволюционное изменение культурного ландшафта позволяет говорить о трансформации его исторических напластований. Современный казачий культурный ландшафт возник в результате длительного эволюционного развития природных ландшафтов под воздействием творческой деятельности человека, причем человека разных эпох. В природной части ландшафта происходят антропогенные изменения, меняются климат, растительный покров, животный мир, почвы и др. В рукотворном выражении пейзажной части ландшафта ведется новое строительство, меняется внешний облик местности. Духовная эволюция также существенно меняет культурный ландшафт и его доминанты. В результате культурный ландшафт представляет собой вечно меняющееся явление, хотя эти изменения происходят не столь быстро и не обязательно меняют границы исторически сложившихся ландшафтов2. Прошлые исторические пласты рассматриваются как культурное наследие данной территории, а современный исторически пласт представляет собой живую культуру3. Симонов Ю.Г. говорит о надобности называть культурным такой ландшафт, который создан на определенной территории в результате проживания на ней сложившихся групп населения, подчеркивая при этом, что такие группы образуются лишь в случае, когда их единство можно проследить на отрезке времени, не меньшем срока жизни двух-трех поколений4.
Казаки отличались уникальным бытом, внутренней общественной организацией, военным укладом жизни. Существование этого субэтноса всегда происходило на границах Российского государства, где оно выполняло функцию пограничной охраны от вражеских нападений. У казаков сложилась только им присущая этническая традиция - иерархия стереотипов и правил поведения, мировоззренческих установок, культурных канонов, форм хозяйствования.
Первые поселения казаков на Тереке были основаны в 1530-1690гг. Терское казачество имеет наиболее старые исторические корни заселения и освоения природной среды Предкавказья. В территориально-каркасном плане поселения терцев вытянулись по левому берегу Терека вплоть до его верховий. Став одними из первых русских людей, занявших Северный Кавказ, они, войдя в соседство с горскими народами, позаимствовали от них многие традиции и обычаи, особенно пригодные в военном быту. Кордонная линия, появившаяся на карте и в жизни Кавказа в 1770-1790 гг., за основу взяла опорную систему терских поселений, второе название которых - гребенские казаки, также указывает на преграду, предел, конец. Надо отметить, что казачьи субэтнические сообщества в своем названии несут топонимистическую нагрузку. Самой первой терской станицей, входящей ныне в современные границы Ставропольского края, судя по одной из карт казачьих поселений тех времен, стала Галюгаевская (1770). Отличительными чертами природопользования терских казаков стало превалирование скотоводческих занятий над земледельческим хозяйством, большая роль бахчеводства и производство товарной продукции садоводства. Одной из причин местных особенностей природопользования стала засушливая природа Терской низменности и гористая местность предгорных степных и лесостепных ландшафтных провинций. Постепенно продвигаясь все дальше в верховья рек, казачьи поселения терцев к середине XIX века максимально расширили свой жизненный ареал и закрепили его структуру. К этому времени своевольные перемещения казаков были ликвидированы и новые станицы заселялись либо выходцами из старых терских поселений, либо по государственной указке снималось казачье население с Дона. Ввиду неспокойности кордонной границы и постоянной военной угрозы со стороны горцев, поселения терских казаков оказались наиболее стабильными в эволюционном протяжении. После окончания Русско-Турецкой войны (1864г.) весь ареал терских казаков вошел во вновь образованную Терскую область. Как число станиц, так и уклад жизни претерпели мало изменений и в своих основных чертах дошли в неизмененном виде вплоть до революционных преобразований в России в1917 году. В последствии территория терских казаков, освоенная их потом и кровью, стала предметом постоянного перекраивания и деления между вновь образованными национальными республиками Северного Кавказа. В наши дни возрождения казачества, затронувшего и Ставропольский край, к терским казакам относят территорию Курского, Предгорного, Георгиевского и Кировского районов.
На Кубань казаки пришли в 1792-1793гг после разгрома Запорожской Сечи4. Формирование этнокультурных ландшафтов кубанских казаков во многом результат их культурной адаптации к условиям природной среды Предкавказья. Они занимают районы, наиболее соответствующие их традиционной производственной культуре, сформировавшейся в условиях природной среды Запорожья и Дона и относящейся к хозяйственному типу земледельцев лесостепей и степей умеренного пояса. Кавказская военная линия (проходящая большей частью по правому берегу Кубани) стала тем стержнем, на который нанизались, как бусины, поселения кубанских казаков. За период с 1791 по 1832гг. было основано более 10 поселений кубанских казаков. Происходило становление новой этнокультурной общности, вызванной к жизни трудными условиями военного положения на территории, никогда не испытывавшей воздействия славянской православной культуры и русских форм хозяйствования. К сложившимся условиям наиболее приспособленным оказалось именно казачество с его военнизированным воспитанием и образом жизни, находящееся в постоянной готовности к защите своих земель. Казачье население пополнялось на Кубани за счет выходцев из слободской Украины. При этом наблюдался культурный феномен: только недавно ставшие казаками, кавказские переселенцы удивительно быстро впитывали в себя казачью ментальную систему, проникались ее внешней атрибутикой и становились носителями нового культурного типа. В речи кубанских казаков и до сегодняшнего дня сохранилось множество украинизмов. Расцвет казачьей ментальности пришелся на 1840 - 1870гг., когда число казачьих станиц, равно как и авторитет казаков в царской администрации, были максимальными за всю историю русской колонизации Предкавказья. В последующее время вплоть до известных событий, произошедших в нашей стране в 1917-1920гг., ставших роковой вехой в эволюционном поступательном развитии казачества, происходили неоднозначные события. Вызваны они были и переустройством экономического порядка, и наступлением мирного времени. В целом тенденция развития была такова, что, не случись перемены государственного курса в России, казачья этнокультурная общность могла, по некоторым приметам, консолидироваться в собственную этническую систему. Большие изменения в этот период претерпели формы хозяйствования кубанских казаков, характер жилых построек. Преобладающим типом природопользования стало товарное зерновое производство. За советский период кубанские казаки смогли сохранить свою культурную самостоятельность, их самобытность находила свои формы выражения, в основном в фольклорном виде. К настоящему времени кубанское казачество представлено в рамках Ставропольского края в Новоалександровском, Изобильненском и Кочубеевском районах. В прошлом эти районы входили в состав Кубанского края (до 20-40гг. ХХв.).
По царскому указу "Об усилении Кавказской линии посредством обращения в сословие линейных казаков жителей некоторых казенных селений" в 1835 году был создан совершенно новый пласт ставропольских казаков, отличающихся молодыми традициями, короткой историей и четко очерченным ареалом Ставропольской возвышенности. Сделано это было в целях укрепления пограничной Линии, страдающей от постоянных разбойничьих набегов горцев. Тогда 36 крестьянских селений перешли в казачий ранг. Р.А. Фадеев отмечал, что линейные казаки являлись на тот момент лучшими в России, и при этом многие полки, недавно сформированные из крестьян, по его мнению, ничуть не уступали старым формированиям, а сам "казачий дух" был изначально присущ русскому человеку5. Культурный феномен, произошедший с кубанскими казаками, ещё ярче выразился в случае с новообращенными крестьянами-однодворцами, выходцами из южнорусских губерний: Курской, Воронежской, Харьковской. Ставропольское казачество за основу взяло кубанские традиции. Это выразилось и в форме одежды, особенно строевой, и в культурных заимствованиях. Следует отметить, что вхождению в казачью ментальность способствовало и частое родство с кубанскими казаками. Недостаток женщин в пограничных землях восполнялся с помощью женитьбы на русских переселенках. В результате обращения в казачье сословие казенных поселян, коим отводилось по 30 десятин земли на каждую мужскую душу, ареал казачьих земель значительно расширился. При признаках стабилизации жизни на Кавказе и упрочения положения русских наметился обратный процесс: казачьи станицы стали переводиться в казённые селения. В дальнейшем этот процесс охватил все казачьи поселения бывшей Азово-Моздокской линии. Но полностью ставропольские казаки не исчезли. Несколько станиц сохранили свой статус и интегрировались в кубанскую казачью этнокультурную общность. На сегодняшний день они идентифицируют себя как кубанские казаки. Это станицы Новомарьевская, Рождественская, Новотроицкая, Каменнобродская, Сенгилеевская, Новоалександровская (ныне г. Новоалександровск), Расшеватская.
Формирование казачьего субэтноса, его социально-экономических, культурных, политических и общественных характеристик осуществлялось долгие столетия. Это происходило под воздействием многих факторов: природно-климатического, геополитического, хозяйственной деятельности, завоеваний, миграций, колонизации, государственной политики. В результате сформировался уникальный в своем роде этнокультурный ландшафт. Его дальнейшее развитие как составной части этнокультурного пространства Российского государства зависит во многом от политической и общественной воли потомков казаков. Думается, будущее у казачьего этнокультурного ландшафта есть, если судить по тенденциям, происходящим на Северном Кавказе. Это отражает и последняя Всероссийская перепись населения, по предварительным данным которой, в графе "национальность", в некоторых административных образованиях субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский экономический район, значительной оказалась доля лиц, назвавших себя казаками. Возможно, это даст новый импульс развитию такого своеобразного этносоциального явления, как казачество.

Литература:

1. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. - СПб., 1997. С.3.
2. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. - М.: Институт Наследия, 1998. - 210с. -С.30.
3. Веденин Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Известия АН СССР. Серия географическая. - 1990, № 1.
4. Симонов Ю.Г. Культурный ландшафт как объект географического анализа // Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований. Семинар "Культурный ландшафт", второй тематический выпуск докладов. - Москва-Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. - С. 34-44.
5. Стрелецкий В.Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Известия АН. Серия географическая. - 2002. - № 4. - С. 18 - 28.
6. Куцеев В.В. Этническая история казаков. - Краснодар: Изд. группа Кубанского института технического творчества, 1995. - 152с.: карты.
7. Фадеев Р.А. 60 лет Кавказской войны. - Тифлис; 1860. Цит. по Колесникову В.А. Однодворцы-казаки. - СПб., 2000. - 319с.
8. Шальнев В.А. Ландшафты Ставропольского края. - Ставрополь: СГПУ, 1995. - 52с.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Материалы раздела:

1. Бунина О.А. Геокультурные особенности дифференциации этнокультурного ландшафта в рамках Ставропольского края.
2. Дробышев Ю.И. Евразийская степь как культурный ландшафт.
3. Климанова О.А. Исторические ландшафты Средиземноморья.
4. Костина Д.C. Районирование этнокультурного ландшафта казаков.
5. Крылов М.П. Исследование региональной идентичности Европейской России.
6. Лысенкова З.В. Природопользование и формирование современных и культурных ландшафтов Республики Алтай.
7. Потахин С.Б. Создание культурных ландшафтов национального парка "Паанаярви" (Северная Карелия).



Междисциплинарный научный семинар
"Культурный ландшафт" © 2003

Используются технологии uCoz