Юбилейная научная конференция
"Культурный ландшафт: теория и практика"
(3-11 ноября 2003 г.)

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Географический факультет



    Региональные исследования культурного ландшафта     
 
О семинаре

Список участников
Интернет-конференции

Приветствие администрации географического факультета

Материалы конференции:

   -  Вопросы теории культурного ландшафта
   -  Методы этнокультурного ландшафтоведения
   -  Региональные исследования культурного ландшафта
   -  Прикладные исследования и разработки с использованием теории и методов этнокультурного ландшафтоведения

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ
(при поддержке РФФИ, № 01-06-80362)

М.П.Крылов
НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева МК РФ и РАН
heritage@mtu-net.ru

скачать доклад в формате Word

      Региональная идентичность (РИ) нами понимается как форма проявления культуры укорененности, интегрирующая в пределах ограниченной территории местные проявления российской (цивилизационной) идентичности и различные локальные и региональные идентичности. Идентичность понимается как "особость", самобытность, устойчивость, целостность, "пассионарность", как синоним местного самосознания. Культура укорененности понимается как дополнительная к культуре мобильности, которые одновременно являются деятельными установками, равно предполагающими активность и пассивность, интенсивность и экстенсивность развития. Укорененность и идентичность не следует рассматривать исходя из оппозиции "коллективизм - индивидуализм", поскольку для процессов самоидентификации с территорией исходным является уровень личности, отождествляющей себя, в той или иной степени. с территорией, или же отторгающей ее, или же индифферентной к ней ). РИ является сложным многосоставным феноменом и включает в себя 1)идентификацию себя как "местного", "местного по убеждению", "неместного", "маргинала"; 2)местный патриотизм, 3)оценку роли места в самоидентификации личности, 4)общинность, 5)осознание "степени самобытности" и пространственных пределов "своего края" исходя из идентификации себя как местного или неместного; 6)образ своего края. Местный и российский патриотизм в рамках нашего исследования обнаружили весьма тесную взаимосвязь. Нами установлено преодоление стадии "гемайншафта" - наиболее сильные РИ и российский патриотизм зафиксированы для местных по убеждению (не по рождению); наиболее сильный российский патриотизм тех, у кого малая родина находится в другом месте. Учитывались и отношения соседства - наличие чувства неполноценности или превосходства по отношению к соседним территориям, ощущение давления, конкуренции со стороны соседних территорий, прозвища, какие в настоящее время дают соседи (и обратно). Зафиксированы тенденции присвоения памяти о знаменитых земляках на других территориях. Исследовались некоторые региональные субэтнические символы (так. зафиксировано несколько десятков значений понятия "тамбовский волк").
Выявлены 2 контрастные модели формирования РИ.: "Север" (Вологодская обл.) и "Юг" (Воронежская обл.), по результатам массовых опросов (1800 респондентов). Для модели "Север" характерны: пониженная РИ в целом, ослабление РИ, роли места в самоидентификации личности и усиление чувства превосходства по отношению к соседям при усилении центральности городов, элемент неорганичности РИ относительно традиции, переход к экономизму мышления в наиболее центральных городах. Для модели "Юг" характерны: повышенная сила РИ в аспектах традиции и модернизации, усиление РИ и роли места в самоидентификации личности при усилении центральности, органичность РИ относительно традиции, отсутствие чувства превосходства по отношению к соседям, доминирование не-экономизма мышления. Для обеих моделей характерно ослабление традиционности при усилении центральности, а также существование феномена "постпатриархальности" - тенденции к усилению идентичности в некоторых средних по рангу городах.
По результатам анализа фокус-групп в 11 городах (отобрано 496 анкет) - - Череповце, Галиче, Костроме, Муроме, Арзамасе, Моршанске, Балашове, Мичуринске, Тамбове, Борисоглебске, Новохоперске - выявлены региональные вариации местного самосознания, вписывающиеся в ряд в духе докучаевской зональности. Обнаружено разрушение (трансформация) идентичности в Твери (некоторые из вопросов, 510 семей, ТверьЦИОМ), частично - в Череповце, укладывающееся в формулу - усиление объективной центральности (для части городов) равносильно усилению субъективной периферийности.
Выявлены значительные региональные культурные контрасты: между соседними территориями, соседними городами. Однако континуальность российской геопространственной среды усиливает корреляцию между существующим областным делением и местными этнокультурными типами, что создает ложное впечатление "аспатиальности" (по Л.В. Смирнягину).В то же время единство культуры прослеживается в единстве механизмов формирования РИ в разных регионах (что может быть неправомерно истолковано как "аспатиальность")...

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Материалы раздела:

1. Бунина О.А. Геокультурные особенности дифференциации этнокультурного ландшафта в рамках Ставропольского края.
2. Дробышев Ю.И. Евразийская степь как культурный ландшафт.
3. Климанова О.А. Исторические ландшафты Средиземноморья.
4. Костина Д.C. Районирование этнокультурного ландшафта казаков.
5. Крылов М.П. Исследование региональной идентичности Европейской России.
6. Лысенкова З.В. Природопользование и формирование современных и культурных ландшафтов Республики Алтай.
7. Потахин С.Б. Создание культурных ландшафтов национального парка "Паанаярви" (Северная Карелия).



Междисциплинарный научный семинар
"Культурный ландшафт" © 2003
Используются технологии uCoz