Юбилейная научная конференция
"Культурный ландшафт: теория и практика"
(3-11 ноября 2003 г.)

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Географический факультет



    Региональные исследования культурного ландшафта     
 
О семинаре

Список участников
Интернет-конференции

Приветствие администрации географического факультета

Материалы конференции:

   -  Вопросы теории культурного ландшафта
   -  Методы этнокультурного ландшафтоведения
   -  Региональные исследования культурного ландшафта
   -  Прикладные исследования и разработки с использованием теории и методов этнокультурного ландшафтоведения

ЕВРАЗИЙСКАЯ СТЕПЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Ю.И. Дробышев
Институт проблем экологии и эволюции РАН,
Институт востоковедения РАН
altanus@mail.ru

скачать доклад в формате Word

      Степной пояс Евразии протянулся с запада на восток на тысячи километров от Венгрии до Желтого моря. Его естественными границами служит лесная зона на севере и пустыни на юге. Характерной чертой этого пояса является аридность климата, неблагоприятная для древесной растительности, но допускающая хорошее развитие травяного покрова, преимущественно из ксерофитных злаков.
Степь - парадоксальное явление природы. С одной стороны, это естественная природная среда, сформировавшаяся задолго до человека и без его участия, с другой - ее можно расценивать как особый культурный ландшафт, исторически самый обширный. Степь представляется "Диким полем" лишь на первый взгляд.
Природные условия степей предопределили кочевое скотоводство в качестве ведущего хозяйственно-культурного типа, присущего различным обитавшим здесь народам. По мнению целого ряда исследователей, кочевое скотоводство дает пример наиболее экологически сбалансированного способа природопользования, а образ жизни кочевника может послужить едва ли не идеалом взаимодействия человека и природы. Действительно, изучение традиционных систем жизнеобеспечения кочевого населения Евразии, а также экологических последствий природопользования, позволяет прийти к заключению о высокой экологичности, или экофильности, материальной культуры номадов, ее адаптивной стратегии по отношению к окружающей среде. Нередко говорят об особых экологических традициях монгольских и тюркских народов Великой степи.
Эти традиции показывают отношение людей к природе степей как к культурному, а не дикому ландшафту. Грань между "своим", человеческим миром, и "чужим", где властвуют божества и духи, всегда четко различалась обитателями степной зоны Евразии. Выражение "Степь - родной дом для кочевника" больше чем простая метафора. Степи уже в течение тысячелетий обжиты и изменены хозяйственной деятельностью человека. Более того, само их существование ныне оказывается от него в сильной зависимости. Хорошо известно, что для нормального существования степной растительности необходима определенная пастбищная нагрузка. Прежде ее создавали стада диких копытных животных. Прекращение выпаса отрицательно сказывается на состоянии растительного покрова. Недовыпас, как и перевыпас, ведет его к деградации. В историческое время домашние стада потеснили диких копытных. Поэтому теперь именно они поддерживают в степи экологическое равновесие, когда ареалы диких животных сильно сократились, и едва ли могут быть восстановлены. Разумеется, перевыпас и вызванные им проблемы наблюдались всегда, а в ХХ в., вследствие широкомасштабного перевода кочевого населения на оседлость, эти проблемы встали особенно остро.
Участки степей всегда имели своих хозяев. Это не аналог раздела охотничьих угодий между охотниками или морских побережий между собирателями даров моря. Кочевое скотоводство, хотя и считается экстенсивным видом природопользования, стоит, тем не менее, ближе к интенсивному хозяйству, так как требует заметно большего преобразующего вклада. Выступая против его трактовки как экстенсивного, известный монголовед А.С. Железняков говорит о создании монголами за века уникального ландшафта, по культурной ценности сопоставимого с "достижениями самых передовых цивилизаций". Сама технология кочевания предполагает сравнительно равномерные пастбищные нагрузки на ландшафт в течение года. Маршруты кочевок каждой группы семей или иной социальной единицы кочевого общества четко определены и не допускают произвола. Регулировкой этого важного процесса всегда занимался верховный правитель. При образовании государства, он раздавал земли для кочевания своим подданным. Как правило, лучшие пастбища он оставлял за собой и объявлял их запретными (тюрк. курук, монг. хориг). Иногда они служили резервом на случай войны.
С давних пор кочевники стремились иметь в стаде разные виды скота. В идеале, их должно быть пять: лошади, коровы, верблюды, овцы и козы. Каждый вид дает свою продукцию, а, кроме того, при совместном выпасе эти животные максимально полно используют пастбищные ресурсы. Продукция скотоводства, в свою очередь, подлежала полной утилизации. Ничто не должно пропадать зря. Фактически, это было безотходное производство, но сейчас, с широким проникновением в кочевой быт синтетических материалов, степь начала быстро загрязняться.
Чтобы трава отрастала лучше, пастухи часто пускают весенние палы. К сожалению, этот способ ухода за ландшафтом, помимо достижения своей прямой цели, нередко приводит к лесным пожарам в зоне лесостепи.
Скот необходимо поить, а в степях естественных источников воды недостаточно, поэтому практиковалось прорытие колодцев. Благодаря первому памятнику монгольской историографии ("Сокровенное сказание монголов") большую известность приобрело постановление хана Угэдэя (1229 - 1241) об обводнении засушливых областей монгольской империи путем создания сети колодцев. К сожалению, историки не располагают надежными свидетельствами о том, как этот указ претворялся в жизнь. В ХХ в. в монгольских степях было прорыто много колодцев под контролем государства, однако теперь часть из них пришла в негодность без надлежащего ухода.
Кочевники всегда осуществляли охрану степей. Человек, допустивший в неположенное время пожар в степи, подвергался наказанию. Запрещалось рыть ямы, так как это представляло опасность для пасущегося скота. Нельзя было оставлять ничего на месте бывшего кочевья. Вбитые в землю колья вынимали. Очаг полагалось затушить.
Разумеется, традиционное скотоводство степей утрачивает экологический смысл, если количество скота превысит возможности ландшафта, но этому препятствовал и препятствует даже сегодня дзут - специфическое для степей Центральной Азии стихийное бедствие, иногда приводящее к гибели сотни тысяч голов скота. Различают белый дзут, когда из-за обилия снега или образования наста животные не могут добраться до подножного корма, и черный дзут, когда снега нет совсем, и скот гибнет от жажды. Бороться с этим бедствием трудно, и оно выступает в качестве одного из регуляторов численности стад.
В то же время, слишком завышенная оценка экологичности кочевого образа жизни ошибочна. Не следует забывать, что кочевое скотоводство возникло не потому, что древние обитатели степей задались целью сохранить природу нетронутой, а потому, что у них просто не было свободы в выборе хозяйственно-культурного типа. Условия среды диктуют образ жизни общества тем жестче, чем сами они суровее. Тем не менее, там, где это возможно, номады возделывали землю. Важным подспорьем была охота, причем особое значение имели облавные охоты под руководством правителей. Фактически, облавы на зверя играли роль военных маневров. Кроме того, степной пояс Евразии - не бескрайняя равнина. Он пересечен горными системами Хингана, Хэнтэя, Хангая, Алтая и включает полноводные реки, озера, густые леса и даже болота. Разнообразие локальных ландшафтов позволяло в какой-то степени эксплуатировать ресурсы различных экосистем, но, в целом, степь не позволяла людям концентрировать материальные блага. Достаточно вспомнить, какие колоссальные богатства стекались в ставки монгольских ханов из завоеванных стран, и как быстро от них не осталось и следа. Уже в начале XV в. в монгольских кочевьях царил голод, вынуждавший многие семьи бежать в Китай. Симптоматично, что города в степи появлялись тогда, когда окрепшая кочевая империя вела успешные завоевательные войны со своими оседлыми соседями, и исчезали вскоре после ее упадка. Город - ненасытный потребитель вещества и энергии. Степь не может его прокормить.
В определенном смысле, степь являлась "животноводческой фермой", поставлявшей продукты животноводства в земледельческие районы, прежде всего в Китай. Степной ландшафт не покрывал всех потребностей его обитателей. Зерно, ткани, изделия из железа, ювелирные украшения и пр. приходилось обменивать у оседлых народов. При этом степняки были в большей зависимости от своих оседлых партнеров по торговле, на чем последние нередко строили свою внешнюю политику. Ответными мерами служили военные набеги - одновременно грабежи и демонстрация силы.
В последние годы специалисты говорят о "духовной оседлости" кочевников, понимая под этим их связь с родовыми землями. Степная зона Евразии весьма насыщена памятниками прошлого: курганами, каменными изваяниями, стелами, наскальными изображениями и пр., создающими у ее жителей чувство сопричастности к деяниям славных предков. Эти артефакты оживляют, "очеловечивают" ландшафт и служат маркерами кочевий и ориентирами в степи.
В ХХ в. вся евразийская степь оказалась вовлеченной в сферу коренных социально-экономических преобразований. Был взят курс на оседание кочевников, переустройство их материальной и духовной культуры, внедрение новых технологий животноводства, изменение структуры стада, а местами и на распашку. Все это имело не только позитивные, но и негативные последствия. Возможность преодоления последних нередко видят в возрождении экологических традиций номадов. Однако, та или иная экологическая традиция нередко суть простейший и наиболее рациональный метод ведения хозяйства, и к нему приходится поневоле возвращаться, когда ломается искусственно внедренный механизм жизнеобеспечения, как это имело место в Туве, Казахстане, Монголии в результате рыночных реформ начала 1990-х гг. В Бурятии в годы советской власти почти все степи были распаханы, и возврата к традиционному природопользованию не произошло. Иные традиции реанимировать уже вряд ли возможно - прежде всего, те, которые сложились на определенном мировоззренческом фундаменте, ныне уже не существующем. Более того, попытки восстановления самого этого фундамента могут вступить в непреодолимое противоречие с нынешним социально-экономическим, политическим и идеологическим строем республик, где простираются степи. Однако то, что реально делает кочевое скотоводство экологичным и поддерживает степь в состоянии окультуренности, во многих случаях поддается возрождению. Это оптимизация структуры стада и строгий контроль за передвижением стад по степи, не допускающий перевыпаса.

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Материалы раздела:

1. Бунина О.А. Геокультурные особенности дифференциации этнокультурного ландшафта в рамках Ставропольского края.
2. Дробышев Ю.И. Евразийская степь как культурный ландшафт.
3. Климанова О.А. Исторические ландшафты Средиземноморья.
4. Костина Д.C. Районирование этнокультурного ландшафта казаков.
5. Крылов М.П. Исследование региональной идентичности Европейской России.
6. Лысенкова З.В. Природопользование и формирование современных и культурных ландшафтов Республики Алтай.
7. Потахин С.Б. Создание культурных ландшафтов национального парка "Паанаярви" (Северная Карелия).



Междисциплинарный научный семинар
"Культурный ландшафт" © 2003

Используются технологии uCoz