Юбилейная научная конференция
"Культурный ландшафт: теория и практика"
(3-11 ноября 2003 г.)

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Географический факультет



    Региональные исследования культурного ландшафта     
 
О семинаре

Список участников
Интернет-конференции

Приветствие администрации географического факультета

Материалы конференции:

   -  Вопросы теории культурного ландшафта
   -  Методы этнокультурного ландшафтоведения
   -  Региональные исследования культурного ландшафта
   -  Прикладные исследования и разработки с использованием теории и методов этнокультурного ландшафтоведения

РАЙОНИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА КАЗАКОВ

Д.С.Костина
Ставропольский Государственный Университет
tfgi@stavropol.net

скачать доклад в формате Word

      В последние годы в России, на всех территориях, где проживали казаки, началось мощное движение за возрождение казачества. Это, очевидно связанно с острым политическим и идеологическим кризисом, проявившимся в стране в 90-е годы. Между тем в феномене казачества остается немало белых пятен, касающихся их происхождения, процесса зарождения и раздвижения ареалов расселения. В данной работе была сделана попытка, выделить районы проживания казаков на территории Ставропольского края, выявить отличительные черты их быта, обычаев, традиций, типов землепользования и т.д.
Данную работу целесообразно рассматривать с точки зрения этнокультурного ландшафтоведения.
Под культурным ландшафтом понимается природно-культурная среда развития определенного этноса (Калуцков, 2000 г). Это означает, что вне этноса и без этноса нет культурного ландшафта и что у каждого этноса свой культурный ландшафт.
Базовыми понятиями этнокультурного ландшафтоведения являются место, местное сообщество и собственно культурный ландшафт. Следует сказать, что идея культурного ландшафтоведения была выдвинута еще Л.С. Бергом в начале XX века. И разработкой представлений о культурном ландшафте занимались В.А. Веденин, Туровский, Ю.Г. Симонов, Иванова и другие видные ученые отечественной науки.
Что же дает нам право обосновать казачество как субэтнос? А.П. Скорик (1995 г.) в своей работе рассматривает казачество в контексте культуры как казачество - субэтнос и казачество - квазисословие. Сегодня много говорят о казаках как о народе, но слово "народ" в русском языке имеет много значений. "Этнос" тоже народ, если переводить слово с греческого, но в науке является термином, имеющим более расплывчатое происхождение.
. При этом важны, безусловно, два момента: историческая память и переживание общих культурных феноменов.
Казачество - субэтнос имеющий тенденцию превращения в некоторую этническую целостность, тенденцию, которая была прервана попыткой его юридического закрепления в виде сословия (Скорик, 1995 г.).
Основой для изучения морфологии этнокультурного ландшафта могут стать общие представления о районировании, разработанные в природном ландшафтоведении. По аналогии с природным ландшафтным районом можно выделить этнокультурные ландшафтные районы - генетически единые, территориально-целостные образования, однородные по совокупности этнокультурных и природных признаков и заключающие в себе набор локальных геосистем - культурно- природных комплексов различного ранга (Лысенко, 2000 г.).
Казаки на территории Ставропольского края проживали в пределах степных и лесостепных ландшафтов. Сам факт проживания казачества в пределах этих природных условий обуславливает различия в ведении традиционного хозяйства, которые еще более подчеркиваются историческими, культурными и бытовыми аспектами. Таким образом, в пределах Ставропольского края можно выделить три культурных района компактного проживания казачества: Терский, Ставропольский и Кубанский.
Терское казачество зародилось на Кавказе в 1530-1690 гг. это были шесть станиц, которые ныне находятся в пределах Чеченской республики и Дагестана. Следует сказать, что значительная часть культурных и бытовых особенностей было перенято у горцев. К 1770 году окончательно оформляется кордонная линия от Каспия до Моздока. Все эти станицы располагаются на левом берегу Терека и его притоков и притоков Кумы.
Несмотря на то, что терцы были исконно русскими людьми по плоти и духу, они, войдя в соседство и дружбу с горскими народами, позаимствовали многие обычаи пригодные для жизни. В речи терцев так же встречается много слов заимствованных у кабардинцев и чеченцев.
Казаки первоначально на этой территории занимались скотоводством. Земледелием же занимались мало, из-за постоянных набегов горцев. Однако, после окончания Кавказской войны земледелие начинает набирать обороты.
Что касается животноводства, то следует сказать, что этот район особенно выделялся разведением овец. Овцы разводились преимущественно в Горском полку. Так же овцеводство получило заметное развитие в ст. Ессентукской. В Пятигорском отделе преобладало свиноводство. В Горском и Моздокском отделе занимались виноградарством, а в Пятигорском производством товарной продукции фруктовых садов.
На Тереке были распространены несколько типов жилищ казаков: шалаши, землянки (впервые годы поселений), срубные жилища, турлучные и саманные дома. Причем в Горско-Моздокском полку было больше турлучных домов, а в Пятигорском саманных (Заседателева, 1974 г.). Терцы позаимствовали одежду у горцев.
В отношении к религии терцы были безупречны. Большинство из них исповедывали православие. Однако были представители "старой" веры, которые жили от православных отдельно.
Ландшафтное разнообразие природных условий способствовало формированию морфологических различий - местностей: терское казачество Малкинско-Терского и Правокумско-Терского ландшафтов и терское казачество Золконского и Кубано-Малкинского ландшафтов. Выделение этих единиц так же обоснованно тем, что казаки, принадлежащие к первой местности, берут свои корни от гребенских казаков. Они имеют более древнюю историю. Казаки же живущие в второй местности были переселены с Дона намного позже. Часть станиц, находящихся в этой местности, населяли крестьяне, переведенные в казачье сословие. Отсюда такое разнообразие и неоднородность в особенностях быта и других традициях и обычаях.
Этнокультурный район Ставропольского казачества формировался в пределах Верхнеегорлыкского и Ташлянского лесостепных и Егорлыкско-Сенгилеевского степного ландшафтов. Казаки, которые здесь проживали, относились к Кубанскому войску. Они были переселены сюда в 1801 году Указом Правительствующего Сената с целью укрепления интересов России на Северном Кавказе. Население, переселившееся сюда из Орловской, Курской и Воронежской губерний, имело в основном русское происхождении, и было крестьянским. Этих казаков ученые называют еще однодворцами. Однодворцы - казаки, живущие на окраинах Московии, несли пограничную службу, за которую имели земельный надел и одну семью (двор) крепостных. Это право сохранялось до 1840 года (Глущенко, 1999).
Однодворцы - потомки воронежцев и курян стойко сохраняли свои обычаи и традиции. Большой интерес представляет говор ставропольских казаков с элементами "яканья": "мяшок", "толькя", что сильно отличало этот район от других линейных станиц, население которого разговаривало на малороссийском наречии.
Основным занятиям вновь прибывших на Кавказ однодворцев стало скотоводство и хлебопашество, но в зависимости от природных условий эти виды землепользования варьировались в разных станицах. Из других отраслей хозяйства здесь успешно развивалось пчеловодство. Жилье ставропольские казаки строили главным образом из самана.
Одежда ставропольских и кубанских казаков существенно не отличалась друг от друга. Мужчины носили сорочку (в русских станицах - рубаху). Популярной в конце XIX века становится косоворотка. Так же в комплексе одежды был бешмет, , черкесска, бурка (обычно была войлочной). От дождя защищал башлык. Популярным головным убором была черкесская войлочная шляпа.
В комплексе женской одежды - утепленная верхняя стеганная "кохта". Основой женского костюма была рубаха, которая являлась нательной и верхней одеждой. Общераспространенной была рубаха на кокетке - "талейка", которая появилась под влиянием города в конце XIX века. Старинной казачьей одеждой, надевавшейся на рубаху, была юбка. Юбки шили из покупного материала, в пять-шесть полотнищ, на вздернутом шнурке-учкуре.
В конфессиональном отношении местное население пестротой не отличалось. В основном большинство придерживалось православия, но встречались и представители "старой" веры. Например, в станице Новотроицкой в первые десятилетия существования сложилась целая старообрядческая община (Колесников, 2000). Что касается традиций и обычаев, тот здесь большую роль играла церковь. Помимо общепринятых православных праздников: Рождества, Пасхи и так далее, широко отмечались день Казанской Божьей Матери (ст. Рождественская), день Преподобного Сергия Радонежского (ст. Каменноброодская) и т.д.
Кубанский этнокультурный район находится в пределах Расшевастко-Егорлыкского лесостепного, Прикубанского и Воровсколесско-Кубанского степных ландшафтов. Заселение этого района, который называют еще старой линией, началось с 1794 года. Сюда переселили население из взбунтовавшихся донских станиц, которые образовали шесть станиц: Григорополисскую, Прочноокопскую, Усть-Лабинскую, Темнолесскую и Воровсколесскую. В 1803 году выходцами из слободской Украины были населены еще четыре станицы - Темижбекская, Казанская, Ладожская и Тифлисская. В 1825 году было основано еще восемь станиц между Баталпашинской и Прочноокопской. Все население этих станиц были родом из Украины и говорили на южно-великорусском наречии, но в различных говорах они не тождественны. Например, в некоторых станицах распространено "иканье", а в других "иканье" осложняется произношением звука "а" [чатыре, т`анули] (Кубанские станицы, 1967). И все же в речи линейцев преобладали украинизмы.
Как и в других районах России, земледелие здесь носило экстенсивный характер. В XIX веке господствующей была залежная система земледелия. В конце XIX века вместе с расширением посевных площадей получает распространение трехпольная система с характерным чередованием: пар - озимая пшеница - яровая пшеница.
Животноводство в первой половине XX века явилась главным занятием населения, в дальнейшим, в пореформенный период превратилась всего лишь в подсобную отрасль хозяйства.
Жилище основной массы населения Кубани строилось из местных строительных материалов - глины, камыша, соломы, хвороста. После Кавказской войны во внешнем виде станиц произошли значительные изменения. Вокруг них исчезли оборонительные укрепления (рвы, палисады, валы). В конце XIX века дома стали более благоустроенными. Покрывали их теперь часто черепицей, а более богатые и железом.
Одежда кубанских казаков явилась своеобразным комплексом, сформировавшимся из различных элементов, принесенных переселявшимися сюда различными русскими и украинскими группами населения.
Большая часть казаков исповедовали православие, так же среди них были раскольники различных сект (субботники, евангелисты, духоборы) и приверженцы римско-католической церкви.
Большая часть казаков исповедовали православие, так же среди них были раскольники различных сект (субботники, евангелисты, духоборы) и приверженцы римско-католической церкви.
Таким образом, на территории Ставропольского края в пределах культурного казачьего ландшафта можно выделить три этнокультурных района - Терский, Ставропольский и Кубанский. В пределах Терского района можно выделить две этнокультурных местности: Пятигорскую (район КМВ) и Терско-Моздокскую. Несомненно, в пределах Кубанского района так же возможно выделение более дробных таксонов, которые будут связанны с природными ландшафтами. Однако в этнографическом и историческом отношении этот район представляет собой одно целое.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Материалы раздела:

1. Бунина О.А. Геокультурные особенности дифференциации этнокультурного ландшафта в рамках Ставропольского края.
2. Дробышев Ю.И. Евразийская степь как культурный ландшафт.
3. Климанова О.А. Исторические ландшафты Средиземноморья.
4. Костина Д.C. Районирование этнокультурного ландшафта казаков.
5. Крылов М.П. Исследование региональной идентичности Европейской России.
6. Лысенкова З.В. Природопользование и формирование современных и культурных ландшафтов Республики Алтай.
7. Потахин С.Б. Создание культурных ландшафтов национального парка "Паанаярви" (Северная Карелия).



Междисциплинарный научный семинар
"Культурный ландшафт" © 2003
Используются технологии uCoz